Header1 1



ГКУ «Институт развития чеченского языка и истории» подвел итоги научно-исследовательской работы за III квартал 2019 года

IMG-20191009-WA0005-mВ связи с переименованием (реорганизацией) Института (Распоряжение Правительства ЧР № 180-р от 19.06.2019 г.) в плане научно-исследовательской работы произошли некоторые изменения.

В соответствии с планом научно-исследовательской работы сотрудники Института продолжают работу по завершению УМК по чеченскому языку и литературе, по истории и географии Чечни.

Так, по чеченскому языку и литературе завершает работу над УМК для начальной школы Солтаханов И.Э. (Методическое руководство к книге чтения для 2 кл.).

 Эдилов С.Э. завершает работу над подготовкой методического пособия по чеченской литературе для 7 класса.

Главный научный сотрудник Овхадов М.Р. и старший научный сотрудник Абдулкадырова Р.А. продолжают работу по подготовке линии учебников по чеченскому языку, включенных в федеральный перечень.

Завершена работа над учебниками чеченского языка для 10-11-х классов (план научно-исследовательской работы 2019 г.). Они получили положительные рецензии и рекомендованы в печать.

Учебник по чеченской литературе и хрестоматию для 10 класса подготовили сотрудники института Ахмадов М.М. и Алиева З.Л-А.

IMG-20191009-WA0009-x

По теме «литературное краеведение» (начиная с фольклора и первых письменных источников) работают сотрудники: Джамбеков О.А. («Литературная летопись края (фольклор и литературные памятники)», пособие; Яндарбиев Х.Ш. («Литературно-этнографическая карта. Путеводитель по памятным местам Чечни»).

Разработкой справочной литературы занимается Вагапов А.Д. (Школьный словарь отраслевой лексики).

Процесс приобщения подрастающего поколения к культурно-историческому наследию через развитие перспектив сотрудничества музея и школы – особую актуальность приобретает в эпоху развития музейного дела, что дает возможность для расширения образовательного пространства. В рамках этой темы Айдамирова М.А. разрабатывает пособие «Музей и школа. Музейные культурно-образовательные проекты (синтез образования и досуга)».

IMG-20191009-WA0012-x

Вагапова А.Б. разрабатывает тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках чеченского языка и литературы и во внеклассной работе (семинары-практикумы для учителей школ). Ею подготовлены практические материалы к изданию.

Лаборанты-исследователи Дашаева Л.Х., Абдуразаков Ш.И., Дудаев С.А-Х., Хунарикова П.А., Тутаева С.Л. завершают работу над пособиями:

а) Методика подготовки к ОГЭ-2019 (материалы для КИМов по чеченскому языку для пособия «Ас дIалур ю ПКЭ», 9 кл.).

б) Подготовка к изданию методического пособия «Региональные проверочные работы» по чеченскому языку» (4 класс).

в) Учебник на чеченском языке «Окружающий мир» («Гонахьара дуьне») для учащихся 1 классов.

Старший научный сотрудник Арсанукаев А-Г.А работает над линией учебников (учебных пособий) по арабскому языку. Им уже подготовлен учебник для учащихся 2-х классов, в текущем году разрабатывается учебник арабского языка для учащихся 3-х классов.

Подготовлены учебные программы по истории и географии Чечни, завершается работа над учебниками и пособиями.

Багаев М.Х. разрабатывает запланированную на 2 года (2019-2020 гг.) объемную работу «Археологические исследования северо-кавказских археологических экспедиций (1927-1977 гг.) в Чечено-Ингушетии». Кроме этого, в этом году завершит работу над учебным пособием для 5-х классов «История Чечни с древнейших времен до XII века».

Бугаев А.М. работает над учебным пособием по истории Чечни для 10 класса.

Электронное приложение к учебнику для 10 кл. подготовила Исаева Р.М.

«Методические рекомендации по изучению географии Чечни», пособие для учащихся 8-9 кл., разрабатывает Устаев А.Л.

IMG-20191009-WA0004-x

В текущем году завершает работу над пособием «Формирование толерантных отношений в процессе преподавания обществознания. Этические и религиозные аспекты» Акаев В.Х.

Подводя итоги совещания, директор Института Х.С. Умхаев отметил: «Кроме плановых заданий сотрудники выполняли и внеплановую работу: принимали участие в конференциях и семинарах, где выступали с докладами; публиковали статьи и другие материалы; выступали с лекциями и проводили практические занятия с учителями школ, семинары-практикумы по теме исследования и др. План научно-исследовательской работы за III квартал 2019 г. выполнен».