Header1 1



«Вестник Института развития чеченского языка и  истории» №17 подготовлен к изданию

IMG-20191203-WA0011-mОчередной (выпуск №17) «Вестник ИРЧЯИ» обсужден на Ученом совете (10 декабря 2019 г.) и рекомендован в печать.

Рубрика «Проблемы и пути развития системы образования Чеченской Республики» открывается выступлением министра образования и науки ЧР Байханова И.Б. на Августовской республиканской педагогической конференции с докладом «Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году».

В своем докладе И.Б. Байханов обозначил основные стратегические цели на ближайшие годы: Переход от доступности общего образования к качественному общему образованию; профессионализм учителя как главный фактор обеспечения качественного образования; профессиональному учителю – достойные условия работы; к качеству образования через реализацию образовательных проектов; дополнительное образование как стратегический ресурс повышения качества образования.

Здесь же публикуется обзорная статья сотрудника Института А.Л. Устаева «Проблемы развития общего среднего образования в Чеченской Республике: территориальные аспекты».

IMG 2761-x

В статье дается подробный анализ проблем развития общего образования ЧР в аспекте территориального расселения: городские и сельские школы, равнинные и горные селения, прирост населения, наполняемость классов, строительство новых школ и многое другое.

В 17-й выпуск включены материалы 2-х конференций, проведенных Институтом развития чеченского языка и истории совместно с Министерством образования и науки ЧР, Грозненским государственным нефтяным техническим университетом им. М.Д. Миллионщикова и Чеченским государственным педагогическим университетом.

В конференции «Религиозная и общественная мысль народов Северного Кавказа: история и современность» (К 80-ю со дня рождения доктора философских наук, профессора А.Д. Яндарова) принимали участие ученые-историки, преподаватели вузов и школ, общественные деятели Чеченской Республики, Дагестана, Кабардино-Балкарии и других республик Северного Кавказа, что свидетельствует и об актуальности проблемы, и необходимости идеологического противодействия религиозному экстремизму через общественные институты, средства массовой информации по всем направлениям.

В материалах Региональной научно-практической конференции «Интеграция исторической науки и школьного образования: опыт, проблемы, перспективы» поднимаются вопросы исторического развития и места «Истории Чечни» в курсе «История России».

Большую озабоченность выражают ученые и преподаватели вузов и учителя школ по поводу отсутствия в сетке часов «Истории Чечни».

Выявлению проблем и поиску эффективных путей преподавания курса «История Чечни» посвятили свои выступления Багаев М.Х., Жабраилов Р.Н., Осмаев А.Д., Хатуев И.З и др.

IMG-20191203-WA0010-x

Выступившие на заседании сотрудники Акаев В.Х., Устаев А.Л., Багаев М.Х. и др. отмечали, что необходимость издания новой учебно-методической литературы по истории Чечни диктуется не только фактом внедрения в учебный процесс новых федеральных государственных стандартов, но и наличием случаев фальсификации исторических событий на Кавказе и в Чечне: трактовка событий Кавказской войны, участие чеченцев в Великой Отечественной войне, их ратных и трудовых подвигах, умалчивавшихся и искажавшихся в связи с депортацией народа.

Директор Института Х.С. Умхаев в заключение отметил: «По заданию Министерства образования и науки ЧР наши сотрудники участвуют в подготовке к изданию учебного комплекса «История Чечни» для общеобразовательных организаций  республики в соответствии с ФГОС нового поколения и историко-культурным стандартом, где будут учтены все недостатки: тенденциозные, не соответствующие исторической правде материалы по истории Чечни; невозможность в полной мере обеспечить реализацию этнокультурных прав учащихся (на сохранение и развитие национальной культуры). В свете реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения и Комплексного плана информационного противодействия идеологии терроризма в ЧР, материалы данных конференций помогут учителям школ, преподавателям других образовательных учреждений в решении вопросов духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, в том числе и на примерах ратных и трудовых подвигов старшего поколения».