Header1 1



Институт развития чеченского языка и истории подвел итоги научно-исследовательской работы за 2019 год

IMG-20191225-WA0009-mОтчет о научно-исследовательской работе Института за 2019 год рассмотрен и утвержден на заседании Ученого совета (в расширенном составе) 24 декабря 2019 г.

В рамках реализации Указа Главы ЧР Р.А. Кадырова по дальнейшему развитию чеченского языка, наш Институт переименован в Институт развития чеченского языка и истории, в связи с чем в текущем году произошли некоторые изменения, как по целям и задачам, содержанию работы, так и по составу коллектива.

В 2019 году разрабатывалось 20 тем, 17 из которых завершенные, 3 – незавершенные, т.е. переходящие.

В текущем году Институт продолжил работу над подготовкой учебно-методических комплектов по чеченскому языку и литературе, истории и географии Чечни.

Заведующий лабораторией Солтаханов И.Э. занимался подготовкой методического руководства к учебнику чтения для 2-х классов.

Актуальность темы очевидна, Солтаханов И.Э. подготовил полный комплект – УМК для начальной школы, в том числе и с электронным приложением.

В Институте, в Министерстве и в типографии проходили встречи с учителями, проводились семинары-практикумы, где проходила апробация, обсуждение и презентация учебно-методических пособий.

Солтаханов И.Э. участвует и в подготовке Большого орфографического словаря в составе рабочей группы.

Эдилов С.Э. занимается подготовкой УМК по чеченской литературе для 5-7 классов.

Сейчас он работает над разработкой УМК для 7-го класса. Подготовлены учебник-хрестоматия, программы, пособия, рабочие тетради. В этом году им подготовлено пособие «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии» в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения», отсюда и новизна и актуальность.

Проводилась и внеплановая работа.

Главный научный сотрудник Овхадов М.Р. и старший научный сотрудник Абдулкадырова Р.А. завершили работу над линией учебников, включенных в федеральный перечень. В этом году они завершили работу над учебниками чеченского языка для 10‒11-х классов. Задачи создания линии учебников определены как приоритетные, это и заказ Министерства образования и науки. Весь материал, как теоретический, так и практический материал полностью пересмотрен, обновлен, исключены устаревшие материалы, обновлен методический аппарат.

Старшие научные сотрудники Ахмадов М.М. и Алиева З.Л-А. завершили работу над созданием учебников по литературе – учебник и хрестоматия для 10 классов (переработка в соответствии с требованиями ФГОС, обновление в том числе и методического аппарата, исключение устаревшего материала), изучаемый материал – высокохудожественные произведения различных жанров, с воспитательным потенциалом, отвечающие возрастным требованиям учащихся.

Учебники уже изданы, хорошо оформлены и в новом учебном году учителя и учащиеся их получат.

Ведущий научный сотрудник Джамбеков О.А. завершил работу над темой «Литературная летопись края (фольклор и литературные памятники)».

В этой работе использованы образцы устного народного творчества, зафиксированные в изданиях XIX – XX столетий, архивные и экспедиционные материалы, на основе чего составлена фольклорная летопись (так это можно назвать) края. Перечислены русские ученые и путешественники, писатели и участники военных экспедиций, которые занимались записью и сбором фольклора, в том числе и музыкального.

Ведущий научный сотрудник Вагапов А.Д., в рамках разработки справочной литературы для детей, подготовил Школьный тематический (отраслевой) словарь чеченского языка.

В словарь включены тематические группы: природные явления, рельеф; животный мир (животные, звери, птицы, земноводные, рыбы и др.); растительный мир (травы, деревья, цветы, овощи, фрукты); анатомия (части тела человека и животных); трудовая деятельность (орудия труда, посуда, одежда и т.д.

Ведущий научный сотрудник Яндарбиев Х.Ш. разрабатывает объемную, рассчитанную на 2 года (2019-2020 гг.) и интересную тему: «Литературно-этнографическая карта края. Путеводитель по памятным местам Чечни».

Это пособие для учащихся школ, туристов и инструкторов по туризму.

Автором разработаны маршруты: Основание крепости Грозной; Российские пленники из Дади-Юрта; А.С. Грибоедов в крепости Грозной; М.Ю. Лермонтов на Тереке и Валерикское сражение; Л. Толстой, А.С. Серафимович, Александр Дюма и др. в Чечне.

Работа переходящая, план этого года выполнен.

Сотрудники Абдуразаков Ш.И. Дадаев С.А-Х., Дашаева Л.Х., Тутаева С.Л., Хунарикова П.А. выполнили объемную и важную для учащихся и учителей школ работу по разным направлениям.

1. Составление тотальных диктантов по чеченскому языку и литературе.

2. Разработка и составление КИМов для ОГЭ – 2019-2020 г.

3. Подготовлено и издано методическое пособие «Я сдам ОГЭ».

4. Издание доработанного и усовершенствованного методического пособия «Региональные проверочные работы. Чеченский язык. 4 класс».

5. Подготовлен учебник «Окружающий мир» на чеченском языке (1 класс).

Проведено 6 семинаров-практикумов, участвовали в конференциях, проводилась и другая работа, нет возможности перечислить.

Все эти сотрудники – члены комиссий по проверке олимпиадных работ, эксперты предметной комиссии по ОГЭ.

Старший научный сотрудник Арсанукаев А-Г.А. занимается подготовкой учебников «Арабский язык» для учащихся школ.

Им уже подготовлен учебник для 2-го класса. В этом году завершил работу над учебником для учащихся 3 класса.

Дается вводный курс по фонетике и правилам арабской письменности основного курса, включающего тексты и диалоги по темам.

Сотрудник Вагапова А.Б. занималась подготовкой и проведением практико-ориентированных мероприятий:

Семинары-практикумы по творчеству чеченских писателей в рамках реализации Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения - по творчеству А.Айдамирова, М. Мамакаева, М.С. Гадаева и др. писателей и поэтов.

Принимает участие в беседах, семинарах, круглых столах, она постоянный участник «Литературный гостиной» (на базе Национальной библиотеки), член группы «Нохчийн дош».

IMG-20191225-WA0006-x

Члены рабочей группы Экспертного совета - Умхаев Х.С., Овхадов М.Р. Халидов А.И., Бадаева А.С., Вагапов А.Д., Солтаханов И.Э. – разрабатывают 2 темы:

1) Нохчийн меттан нийсайаздаран коьрта бакъонаш (Свод правил орфографии чеченского языка); 2) Большой орфографический словарь чеченского языка.

Первая работа «Свод основных правил чеченского языка» завершена. После обсуждения утверждена Экспертным советом.

Вторая работа – Орфографический Словарь - переходящая, завершается в 2020 г.

Определена структура словаря, разработаны модели словарных статей для существительных и глаголов, подготовлено более 30 тысяч словарных статей глаголов и т.д.

Заведующий лабораторией Акаев В.Х. завершил работу над пособием «Формирование толерантных отношений в процессе преподавания обществознания. Этнические и религиозные аспекты». Автор рассмотрел и проанализировал все учебники обществознания и все темы (по параграфам). Исходя из своей темы, он обратился к конкретизации абстрактных тем, разъясняя, как в каждом случае использовать местный материал, исходя из этнокультурных ценностей. Эти рекомендации и формы работы автором разработаны и включены в пособие.

Такой анализ, с включением конкретных материалов, разъясняющих существование у каждого народа специфических форм деятельности, а также необходимость общие закономерности постигать с учетом региональных, местных особенностей, - все это разработано для учителей чеченских школ.

Опубликовано 10 статей, выступал на конференциях - 10 докладов. Провел 4 круглых стола.

Багаев М.Х., главный научный сотрудник, разрабатывает объемную, рассчитанную на 2 года – 2019-2020 гг., тему «Археологические исследования северокавказских археологических экспедиций (1927-1977 гг.) в Чечено-Ингушетии», т.е. за 50 лет.

Состоит из 2-х разделов: Археологические исследования в 20-30-е годы; в 40-70-е годы ХХ века.

Багаев М.Х. очень бережно относится к материалам (да и к самим авторам), известных ученых-археологов прошлого и нашего времени. Пишет о них, обобщает и систематизирует их материалы, включает их в сборники и пособия.

Работа завершится в 2020 году, завершен 1-й раздел, как планировалось.

Работает он и над учебником истории для 6 кл.

Главный научный сотрудник Бугаев А.М. и старший научный сотрудник Исаева Р.М. разрабатывают учебник истории для 9 класса (переработка и переиздание). Раньше его разрабатывал Гакаев Х.А., Исаева Р.М. готовит электронное приложение к учебнику. У неё есть готовый материал к учебнику Гакаева Х.А., но в связи с переизданием, вносит коррективы, дополняет, перерабатывает.

Ведущий научный сотрудник Устаев А.Л. подготовил пособие «Методические рекомендации учителям по Географии ЧР». Актуализация и переработка.

В связи с выходом нового учебного пособия, перерабатываются и все пособия к нему.

Обновлены материалы и дополнены разделы: практико-ориентированное изучение актуальных вопросов границ и территории ЧР; решение экологических проблем; миграционная ситуация; развитие транспортной инфраструктуры, природоохранная деятельность и другие вопросы.

Обновляются все материалы УМК.

Старший научный сотрудник Айдамирова М.А. разработала тему «Музей и школа: направления и перспективы взаимодействия», пособие.

На современном этапе очень важно расширение образовательного поля, что достигается вовлечением музея в учебный процесс. Автор дает содержание понятия «урок в музее» и приёмы взаимодействия музея и школы. Даются рекомендации по организации проектной деятельности.

IMG-20191225-WA0010-x

В музее (Дом – музей А.Айдамирова) много проектов, подготовленных учащимися. Организована поисковая и исследовательская деятельность. Принимает участие в работе других музеев, знакомит учащихся с экспонатами, проводит уроки.

Институт развития чеченского языка и истории ЧР провел следующие семинары и конференции:

1. Семинар-практикум по чеченскому языку «Новые учебники ‒ новые возможности.

Презентация новых учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях. 19 февраля 2019 г.

2. Семинар-практикум по организации и проведению ОГЭ по чеченскому языку «Подготовка к ОГЭ по чеченскому языку». 4 марта 2019 г.

3. Подготовлен и проведен этнографический диктант по творчеству М. Мамакаева. 19 марта 2019 г. (Абдуразаков Ш.И. и др.)

4. Семинар-практикум «Об уточнении некоторых правил правописания чеченского языка», посвященный Дню чеченского языка. 16 апреля 2019 г.

5. Семинар «Современные учебники по истории Чечни». Об издании учебного комплекса «История Чечни» для общеобразовательных учреждений ЧР. 30 апреля 2019 г.

6. Беседа «Религиозно-культурный диалог как основа формирования целостного мировоззрения молодежи Северного Кавказа». 14 мая 2019 г.

7. Семинар-совещание «О полилингвальной модели образования». 28 мая 2019 г.

8. Выездной семинар «Разработка культурно-образовательных проектов по предметным областям: литература, история, культура» (на базе Литературно-мемориального музея А.А. Айдамирова) с. Мехкеты. 11 мая 2019 г.

Участие в международных форумах: Акаев В.Х., Овхадов М.Р., Халидов А.И., Джамбеков О.А.

 Издания ИРЧЯИ:

1. Эдилов С.Э. Хрестоматия по чеченской литературе для 9 кл.

2. Айдамирова М.А. «Машаран тоба», пьеса (для театра).

Другие мероприятия:

Круглые столы    ‒ 8

Работа над УМК

1. Подготовлен УМК по чеченской литературе для 7 кл.

2. Подготовлены электронные приложения к учебнику «История Чечни» для 9 кл.

Всего проведено:

Конференции      ‒ 2

Семинары           ‒ 27

Встречи, презентации      ‒ 9

Круглые столы                 ‒ 8

Количество завершенных работ               ‒ 17:

а) методические пособия, УМК                 ‒ 10

б) учебники                                             ‒ 5

в) словари                                               ‒ 1

г) электронные пособия                          ‒ 1

Количество незавершенных (переходящих работ) – 3

1.  Продолжается работа над пособием «Литературно-этнографическая карта края. Путеводитель по памятным местам Чечни» (Яндарбиев Х.Ш.).

2.   «Археологические исследования северокавказских археологических экспедиций в Чечено-Ингушетии», II.

3.   Большой орфографический словарь чеченского языка (Умхаев Х.С., Овхадов М.Р., Халидов А.И. и др.).

 Были присуждены награды и звания:

Абдуразаков Шертбек Ибрагимович.

1. Победитель республиканского конкурса «Лучший кабинет чеченского языка».

2. Лауреат «Интеллектуального центра Чеченской Республики», победитель в номинации «Учитель года» с вручением символа «Серебряная сова».

Дудаев Султан Адл-Хамидович

Присвоено звание «Народный учитель Чеченской Республики».

Овхадов Муса Рукманович

Решением Президиума РАЕ (от 13 мая 2019 г.) Почетное звание «Основатель научной школы» присвоено главному научному сотруднику Института, доктору филологических наук, профессору Овхадову М.Р. за большой вклад в разработку и решение современных проблем науки и образования (основание научной школы, успешное руководство соискателями докторских и кандидатских диссертаций, утвержденных ВАК и др.).

Багаев Муса Харонович

Региональным отделением «Российского профессорского собрания» был выдвинут кандидатом на получение общенациональной премии «Профессор года – 2019», он стал лауреатом и награжден дипломом «Профессор года – 2019» и медалью «Общественная ежегодная премия «Профессор года».

Всего в 2019 году опубликовано:

учебники                 ‒ 5

словари                   ‒ 1

статьи                      ‒ 22 (2 приняты в печать)

пособия                   ‒ 10

доклады                   ‒ 30

лекции, практические занятия     - 42

Подготовлен и принят к изданию «Вестник ИРЧЯИ» № 17.

Директор Института Умхаев Х.С. отметил: «План научно-исследовательской работы Института выполнен в полном объеме, несмотря на то что после переименования – теперь ГКУ «Институт развития чеченского языка и истории», цели и задачи несколько изменились. Разработан Свод основных правил чеченского языка (он одобрен Экспертным советом и принят). Продолжается работа над разработкой Большого орфографического словаря чеченского языка (будет завершен в 2020 году). Проводятся практико-ориентированные мероприятия с презентацией новых учебников и новых образовательных технологий (с обобщением опыта методистов и творчески работающих учителей), что способствует профессиональному росту учителей, развитию творческой деятельности по обновлению содержания образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов».