Header1 1



Институт развития чеченского языка и истории подводит итоги научно-исследовательской работы за I-е полугодие 2020 года.

IMG 1832-mПроведены совещания по подведению итогов научно-исследовательской работы Института за 1-е полугодие 2020 г.

Заведующий лабораторией Эдилов С.Э. занимается подготовкой УМК по чеченской литературе: программа для 7 класса, рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии «Нохчийн литература», 7 кл. (автор Эдилов С.Э.).

Рабочая программа по чеченской литературе для 7 класса разработана в соответствии с ФГОС, Примерной образовательной программой, а также с учетом планируемых результатов основного общего образования и ориентирована на работу по учебнику-хрестоматии «Нохчийн литература».

Предложенные в программе технологии работы позволят практически реализовать идеи системно-деятельностного подхода.

Работа над программой завершена.

Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии «Нохчийн литература» (7 класс) предназначена для контроля знаний и умений учащихся по чеченской литературе. Целью данного пособия является научить семиклассников анализировать литературное произведение, формулировать собственное отношение к нему, пересказывать произведение с использованием образных средств чеченского языка и цитат из текста, создавать устные и письменные высказывания разного типа, вести диалог.

Работа над ней ведется.

В журнале «Мир науки, культуры, образования» опубликованы две статьи:

1. «К вопросу о земледельческой лексике чеченского языка» (стр. 561-563).

2. «О способах образования фразеологизмов в чеченском языке» (стр 563-565).

Старшие научные сотрудники Ш. И. Абдуразаков, С. А.-Х. Дудаев, С.Л. Тутаева, П.А. Хунарикова разрабатывают материалы по проведению ОГЭ и ВПР.

IMG 1848-x

В соответствии с планом работы за первое полугодие 2020 года собраны и обработаны текстовые материалы КИМ-ов ОГЭ – 2020 по чеченскому языку.

Разработаны задания с кратким и развернутым ответами КИМ-ов для ОГЭ – 2020 по чеченскому языку.

Подготовлен полный пакет документов к контрольно-измерительным материалам:

а) кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по чеченскому языку;

б) спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по чеченскому языку;

в) система (критерии) оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом;

г) экзаменационные бланки ОГЭ.

Разработаны демонстрационные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ – 2020 по чеченскому языку и полный пакет документов к ним.

Подготовленный демонстрационный материал по ОГЭ передан в Министерство образования и науки Чеченской Республики.

В феврале и марте проведены семинары-практикумы с учителями, преподающими в 9-х классах, по теме «Повышение эффективности подготовки к государственной итоговой аттестации по чеченскому языку».

Ведется работа по сбору текстового материала для методического пособия «Я сдам ОГЭ! – 2021».

Старший научный сотрудник Арсанукаев А-Г. работает над подготовкой учебного пособия «Арабский язык», 4 класс.

Это учебное пособие, при отсутствии иных материалов, должно явиться очень своевременным и актуальным для учащихся и учителей школ.

Пособие состоит из вводного курса по фонетике и правилам арабской письменности (уже подготовлен) и основного курса, включающего тексты и диалоги по различной тематике (над этим разделом работа продолжается). Для более быстрого и глубокого усвоения изучаемого материала, после каждой темы даны соответствующие упражнения.

IMG 1862-x

Овхадов М.Р., зав. лабораторией чеченского языкознания, совместно с Абдулкадыровой Р.А., старшим научным сотрудником, разрабатывают пособие «Сборник диктантов» с грамматическими заданиями, 7 кл.

Подобран и систематизирован материал, определены темы диктантов (творческие, словарные и т.д.) по разнообразной тематике, в соответствии с ФГОС, тексты, имеющие воспитательный потенциал, высокохудожественные.

Овхадов М.Р. принимает участие в подготовке Орфографического словаря и Свода основных правил чеченского языка.

Проводилась и внеплановая работа: принимали участие в семинарах для учителей чеченского языка 9-11-х классов, в проведении флешмоба и других мероприятиях.

Ведущий научный сотрудник Вагапов А.Д. занимается подготовкой Школьного словообразовательного словаря. Кроме того, в составе группы ученых принимает участие в подготовке Орфографического словаря чеченского языка, а также Словаря архаизмов и неологизмов. Им подготовлен целый комплект справочной литературы.

Выполнен большой объем запланированного. Идет систематизация материала.

Ведущий научный сотрудник Абдулкадыров А.Т. (совместно с Вагаповым А.Д., Бадаевой А.С.) занимается разработкой словаря архаизмов и неологизмов. Подобран материал (из художественных текстов и фольклора) для 1100 словарных статей. Публиковал статьи, выступал на конференциях.

Старшие научные сотрудники Ахмадов М.М. и Алиева З.Л-А. занимаются подготовкой учебной хрестоматии по чеченской литературе для учащихся средних специальных учебных заведений (колледжи, техникумы).

Разработаны разделы, подбирается материал в соответствии с задачами: повторение и закрепление изученного, новый материал (представляющий художественную ценность, имеющий воспитательный потенциал), в соответствии с требованиями ФГОС.

Ведущий научный сотрудник Яндарбиев Х.Ш. завершает объемную работу: Литературно-этнографическая карта края и Путеводитель по памятным местам Чечни. Работа 2019-2020 гг., завершается в текущем году.

Старший научный сотрудник Айдамирова М.А. занимается темой «Организация проектно-исследовательской деятельности на базе Дома-музея А.Айдамирова». Учащиеся школ, под руководством учителей, ведут поисковую, исследовательскую работу, готовят проекты.

Определены задачи работы, история создания и роль литературных музеев в отражении исторического и культурного наследия народа. В частности, Литературно-мемориального музея А.Айдамирова.

Старший научный сотрудник Вагапова А.Б. продолжает работу в рамках программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках чеченского языка и литературы». В текущем году ею подготовлены материалы по теме «Образ чеченской женщины в произведениях чеченских писателей и фольклора».

По теме исследования был запланирован семинар-практикум (на апрель 2020 г.), который не был проведен по объективным причинам.

Материалы подготовлены.

Вагапова А.Б. принимает участие в семинарах, в обсуждении новинок литературы (в Национальной библиотеке им. А.Айдамирова), консультирует учителей.

Главный научный сотрудник Халидов А.И. разрабатывает тему: «ХIинцалера нохчийн мотт. Синтаксис» (Синтаксис современного чеченского языка).

За отчетный период собран, обработан и систематизирован материал теоретической части.

Подготовлены системы упражнений, тестовых заданий к главам и параграфам пособия, как и запланировано на I-е полугодие.

Халидов А.И., Абдулкадыров А.Т. (с группой ученых) принимают участие в составлении Орфографического словаря чеченского языка и Свода основных орфографических правил чеченского языка (завершен).

Старший научный сотрудник Халикова А.Х. занимается подготовкой словаря диалектов чеченского языка.

Ею подготовлено свыше тысячи словарных статей с описанием морфологии, глагола и имени существительных шаройского диалекта.

Ведется сбор аудиоматериалов (в соответствии с планом на I-е полугодие).

Новые для Института темы разрабатывают старший научный сотрудник Джунаидов А.С. и старший научный сотрудник Бурчаев Р.Х.: «Топонимика» (Ножай-Юртовского, Курчалоевского и Веденского районов).

IMG 1841-x

В соответствии с планом ведется работа по сбору и изучению географических названий (топонимов) районов.

Лаборант-исследователь Джунаидов М.А. разрабатывает тему «Ономастика», т.е. занимается записью, сбором собственных имен чеченского народа (устаревших и утраченных, редко встречающихся).

Ведется сбор материала по населенным пунктам, через изучение архивов, погребальных и иных списков.

Петирова П.Р., старший научный сотрудник, готовит к изданию учебное пособие «Окружающий мир» (перевод на чеченский язык).

Подготовка мультфильмов на чеченском языке – тема и объект исследования Шамилова С.Б. Им уже подготовлены несколько фильмов по разным темам.

Зав. лабораторией Джамбеков О.А. разрабатывает хрестоматию «Берийн фольклор» («Детский фольклор»), учебное пособие для дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Детский фольклор богат и разнообразен: песни, игры, загадки, скороговорки и т.д. Дети должны воспитываться в атмосфере народного творчества, что поможет им реализоваться творчески, позволит мотивировать на поисковую, исследовательскую деятельность.

Зав. лабораторией «История Чечни» Багаев М.Х. разрабатывает пособие «Археологические исследования Северокавказских археологических экспедиций в 30-70-е годы XX в. в Чечено-Ингушетии.

За I-е полугодие подготовлены материалы за период с 1946 – по 1957 гг.

Кроме того, он и сотрудники лаборатории Бугаев А.М., Исаева Р.М. занимаются подготовкой учебных пособий по истории Чечни для 6-10 классов, а также электронных приложений к ним.

Главный научный сотрудник Акаев В.Х. занят подготовкой пособия по обществознанию.

План научно-исследовательской работы лаборатории за I-е полугодие выполнен.

Зав. лабораторией Устаев А.Л., в соответствии с планом работы на 1-е полугодие, подготовил раздел «Географическое положение, территория, границы ЧР» (переработка, актуализация материалов учебного пособия «География ЧР» в соответствии с требованиями ФГОС). Внесены изменения и в рабочую тетрадь и пособие, т.к. это УМК.

Опубликовал 2 статьи по теме исследования.

Кроме плановой работы ученые – рабочая группа Экспертного совета (Умхаев Х.С., Овхадов М.Р., Халидов А.И., Бадаева А.С., Вагапов А.Д., Солтаханов И.Э., Абдулкадыров А.Т.) - занимаются разработкой двух объемных, важных для республики (заказ Правительства ЧР) тем:

 1) Нохчийн меттан нийсайаздаран коьрта бакъонаш (Свод правил орфографии чеченского языка) – подготовлен и представлен в издательство.

2) Нохчийн меттан орфографически дошам (Орфографический словарь чеченского языка).

Подводя итоги совещания, директор Института Умхаев Х.С. отметил:

«С открытием новых лабораторий и с расширением функций действующих реализуется концепция непрерывного языкового образования (дошкольное, среднее, высшее). Расширяются возможности по использованию новых технологий, готовятся и уже подготовлены электронные учебники и приложения (Солтаханов И.Э., Исаева Р.М.). Проводились семинары–практикумы (по чеченскому языку и литературе, истории и географии Чечни), обучающие краткосрочные курсы по подготовке учителей чеченского языка к ОГЭ, ВПР (Абдуразаков Ш.И. и др.), семинары по работе с новыми учебниками (по ФГОС) и другие плановые и внеплановые мероприятия. План научно-исследовательской работы за 1-е полугодие выполнен».