Header1 1



Цифровизация и онлайн-образование: проблемы и перспективы

IMG 2382-mКруглый стол на тему «Цифровизация и онлайн образование» прошел в Институте 15 сентября 2020 г.

Главный научный сотрудник Института развития чеченского языка и истории Акаев Вахит Хумидович выступил с докладом «О специфике трансформации системы образования в России в условиях современной пандемии». Он отметил, что вспышка коронавирусной инфекции (COVID-19) охватила весь мир, касаясь не только сферы здравоохранения, но и парализуя все области человеческой деятельности, включая всю систему образования, науки, культуры.

Многие образовательные учреждения были закрыты. Единственной возможностью сохранения учебного процесса явилось дистанционное обучение. При сохранении всех присущих учебному процессу компонентов (цели, содержание, методы, организационные формы) реализация осуществляется специфическими средствами, предусматривающими интерактивность. Содержательная база дистанционного обучения расширяется с развитием способов передачи информации. На сегодняшний день Интернет обеспечивает полноценный учебный диалог субъектов образовательного процесса в режиме реального времени.

IMG 2386-x

Онлайн-образование и раньше имело популярность в системе высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, однако в условиях пандемии данной формой были охвачены все ступени обучения.

Ведущий научный сотрудник Вагапов А.Д., старший научный сотрудник Айдамирова М.А. и другие участники отмечали различного рода проблемы, с которыми столкнулись участники процесса, в том числе и родители обучающихся. Это и непроработанная нормативно-правовая база, неподготовленность к особенностям учебного процесса, недостаточная компьютерная грамотность, острая нехватка техники (зачастую в семье, в лучшем случае, 1 компьютер), материальной положение семей, имеющих 3 и более обучающихся.

IMG 2381-x

О глобальной перспективности цифровизации и присутствия цифровых компонентов в образовательном процессе говорили Акаев В.Х, Джамбеков О.А. и др.

Чахкиева Р.А., ученый секретарь, отметила, что становление онлайн-образования началось далеко не сегодня, некоторые формы из оффлайн-среды давно частично перешли в онлайн. Так, очные лекции часто заменяют вебинарами, письменные домашние задания – электронными. Ввели электронные дневники и т.д. На сегодняшний день можно говорить о смешанном обучении, т.е. оптимальное соединение онлайн и оффлайн форматов.

В настоящее время появилось много бизнес-курсов, цифровизация бизнеса отражается и на бизнес-образовании. Молодые люди должны быть готовы к самомотивации («Чего я хочу»), таким образом определиться с будущей профессией или подготовиться к смене профессии.

Развитые страны включились в процесс трансформации своих образовательных систем. Идет переквалификация трудовых ресурсов, адаптация их к изменяющейся среде.

Необходимо провести мониторинг востребованных профессий, с прогнозом на ближайшие 10-20 лет.

Этим вопросом успешно занимался ведущий сотрудник Устаев А.Л. еще несколько лет назад. Чахкиева Р.А. отметила, что в условиях растущей популярности технологий дистанционного образования необходимо возобновить эту работу.

IMG 2393-x

Абдуразаков Ш.И., старший научный сотрудник и учитель-практик, также высказался о проблемах онлайн-образования. Даже при современном смешанном образовании здесь много рисков. Школьники не могут полноценно усвоить материал в онлайн-формате. Это подтвердили и работы, проведенные после пандемии-изоляции.

Эдилов С.Э., зав. лабораторией, отметил не только снижение интереса к вебинарам или онлайн-лекциям, но и трудности восприятия. По его словам, многие студенты обращались с просьбой переслать прослушанные лекции на их электронный адрес.

IMG 2395-x

При сохранении традиционной формы обучения (и присущей ей основательности и фундаментальности), с живым общением ученика и учителя, студента и преподавателя, необходимо использовать различные виды инновационных технологий.

ХХӀ век – век высоких технологий. Формат образования «школа – вуз» уходит в прошлое. Существующие онлайн-платформы, бизнес-курсы, необходимость адаптироваться к изменяющейся среде, – все это явится побудительным мотивом к переходу к непрерывному обучению (в той или иной форме). Это возможно только с применением новых инновационных технологий.

Потенциал дистанционного обучения полезен в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров, при работе с детьми-инвалидами.

К такому выводу пришли участники мероприятия.