Header1 1



Институт развития чеченского языка и истории подводит итоги научно-исследовательской работы за 2020 год

20201201 101412-mОтчеты о научно-исследовательской работе проводятся по лабораториям и индивидуально, заслушивая как заведующих лабораториями, так и отдельно исполнителей. В таком режиме прошла работа 1 декабря 2020 г.

Заведующий Лабораторией учебно-методического обеспечения преподавания предметов национально-регионального компонента образования и подготовки материалов для ГИА Эдилов С.Э. отметил, что в течение года научные сотрудники отчитывались о ходе работы над плановыми исследованиями, материалы представлялись и обсуждались на заседаниях лаборатории. Все сотрудники справились с плановыми заданиями.

20201201 10142-x

Сам он продолжает работу над УМК по литературе для 7-х классов. В текущем году он завершил работу над Рабочей программой и Рабочей тетрадью к своему учебнику и хрестоматии по чеченской литературе для 7-го класса. В соавторстве с Арсанукаевым А.М. им была подготовлена Примерная программа по чеченской литературе для 5 – 9-х классов. На ее основе и подготовлена Рабочая программа для 7-го класса, а также Рабочая тетрадь. Работа завершена.

20201201 10143-x

Солтаханов И.Э. работает над УМК по чеченскому языку и чтению для начальной школы. Работа идет к завершению. В текущем году он завершил работу над подготовкой методического руководства к книге чтения для 3-го класса. Заново разработаны разделы по темам: «Аьхке а гуьйре а», «Вайн Даймохк», «Берийн дахар» и др. Обновлены все материалы методического пособия в соответствии с новым учебником и требованиями ФГОС.

Абдулкадырова Р.А., в соавторстве с Овхадовым М.Р., завершили работу над Сборником диктантов для учащихся 7-х классов (на чеченском языке). Работа завершена и представлена с рецензиями.

Арсанукаев А-Г.А. занимался подготовкой учебника арабского языка для 4-х классов. Им уже подготовлены учебники для 2-го и 3-го классов. Учебники эти доступны для начальной школы, обучение начинается с изучения алфавита, а затем идет изучение отдельных слов и связных текстов. На работу имеются рецензии, среди них специалисты-арабисты.

20201201 1018-x

Группа исследователей – Абдуразаков Ш.И., Дудаев С.А-Х., Тутаева С.Л., Хунарикова П.А. – занимаются подготовкой методических и практических материалов для сдачи ОГЭ.

Они разрабатывают материалы для подготовки к сдаче ОГЭ и РПР (для учащихся начальных классов).

1. Методика подготовки к ОГЭ. 2.Методика подготовки к РПР. 3.Рабочая программа, КТП, фонд оценочных средств по чеченскому языку и литературе.

В соответствии с планом научно-исследовательской работы подготовлены и представлены: КИМ-ы для проведения ОГЭ; учебно-методическое пособие для ОГЭ; пособие «Региональные проверочные работы. Чеченский язык.4 класс». Кроме того, составлены: Рабочая программа, КТП, ФОС по чеченскому языку и литературе для 9-х классов; Демонстрационный вариант КИМ-ов по чеченскому языку.

Овхадов М.Р. и его соавтор Абдулкадырова Р.А. подготовили Сборник диктантов с тематическими заданиями для 7-х классов.

20201201 1029-x

Халидов А.И. в текущем году работал над плановой темой: «Х1инцалера нохчийн мотт. Синтаксис. Х1алхара дакъа». (Современный чеченский язык. Синтаксис. 1-я часть). Это будет учебник для студентов вузов и средних специальных учреждений. Как и было запланировано, первая часть подготовлена и представлена. В первой части представлены материалы: система упражнений, тестовых заданий к главам и параграфам учебника. Первая часть завершена, начата работа по сбору материалов для второй части учебника.

Вагапов А.Д., в соответствии с планом, занимался подготовкой Школьного словообразовательного словаря чеченского языка. Подготовлены все разделы грамматики: словообразование существительных, глаголов, служебных частей речи. Словарь готов, на него имеются рецензии, замечания рецензентов учтены.

20201201 10234-x

Халикова А.Х. работает над подготовкой пособия «Морфология шаройского диалекта чеченского языка». В пособии 1500 словарных статей словаря нахских языков и диалектов чеченского языка. Дается описание морфологии глагола и существительного шаройского диалекта. Пособие подготовлено к изданию.

Тимбулатов М.М. работает над темой «Галанчожский диалект чеченского языка». В отличие от остальных диалектов он мало изучен, как в сравнительно-теоретическом, так и в практическом плане.

Работа рассчитана на 2020-2021 гг. Сделано 5 аудиозаписей с «расшифровкой». Подготовлены статьи и др.

Джамбеков О.А., заведующий Лабораторией чеченской литературы и устного народного творчества, разрабатывает хрестоматию для дошкольников и детей младшего школьного возраста по теме «Берийн фольклор» («Детский фольклор»). Разработаны все жанры детского фольклора: сказки, песни, игры, скороговорки и др. Подготовленный материал позволит работникам дошкольных учреждений и учителям начальной школы проводить разнообразную работу по разделу «Устное народное творчество». Хрестоматия подготовлена к изданию.

20201201 1033-x

Ахмадов М.М. и Алиева З.Л-А. занимались подготовкой учебника чеченской литературы для педагогических колледжей. Ими подготовлена программа и учебник. Работа завершена.

Петирова П.Р. занималась переводами на чеченский язык произведений Н. Носова: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Учебника «Окружающий мир» для 1 класса.

Шамилов С.Б. занимается подготовкой мультфильмов для детей младшего школьного возраста на чеченском языке. Им уже подготовлены мультфильмы:

Одна серия мультфильма «Дадин берзалой». Серия размещена на YouTube на канале «Дади Берзалой» (серия доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=5jiIM3imwMA).

Ведется работа над следующей серией «Талламхо» (рабочее название). По этой серии полностью завершена озвучка, работа по иллюстрированию и анимации продолжается.

Идёт работа над мультфильмом «Сан цIе Яха йу». Подготовлен сценарий на основе рассказа Айдамировой Зайдат. Завершена работа над созданием образов основных персонажей.

Вагапова А.Б. занимается подготовкой и проведением практико-ориентированных мероприятий для учителей чеченского языка и литературы (в рамках программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках чеченского языка и литературы». Ею подготовлены материалы по творчеству А.Айдамирова, по теме «Образ чеченской женщины в устном народном творчестве и в художественных произведениях чеченских авторов», проведено несколько семинаров-практикумов, работа приостановлена из-за пандемии.

Все обсужденные работы (по трём лабораториям) были рекомендованы для утверждения на Ученом совете и к изданию.