Header1 1



Итоги научно-исследовательской работы ИРЧЯИ за 2020 год

20201208 10-mИнститут продолжает работу по подведению итогов научно-исследовательской работы за 2020 год.

8 декабря с отчетами выступили научные сотрудники и зав. лабораториями Истории Чечни, Исторической географии, топонимии и краеведения, а также Центра повышения квалификации учителей чеченского языка и литературы и Центра образовательно-информационных технологий.

Багаев М.Х., заведующий лабораторией История Чечни, разрабатывает тему «Археологические исследования северокавказских археологических экспедиций (СКАЭ) в 30-е – 70-е годы ХХ века на территории ЧИАССР».

Это научные изыскания СКАЭ под руководством археологов из Москвы и Ленинграда с 30-х годов и до начала ВОВ в 1941 году.

Работы СКАЭ под руководством Е.И.Крупнова (1946 – 1957 гг.).

Работы СКАЭ в ЧИАССР в 1957 – 1977 гг.

По всем этим периодам дается сводный отчет с описанием археологических работ, поводятся итоги работы, достигнутые результаты.

Кроме того, ведется работа над подготовкой учебных пособий по истории Чечни для 6-х классов «История Чечни с древнейших времен и до ХП века». Обе работы завершены.

20201208 101-x

Исаева Р.М. разрабатывала Рабочую тетрадь к новому учебнику История Чечни для 9 класса. Даются методические рекомендации по изучению курса История Чечни для учащихся этого класса. Это часть УМК по курсу История Чечни.

Акаев В.Х. разрабатывает тему «Профилактика экстремизма и терроризма на основе формирования социально-правовой и этнокультурной компетентности. 

20201208 103-x

В соответствии с изучаемыми разделами курса Обществознание и с целевой установкой – формирование социально-правовой и этнокультурной компетентности, подготовлены разделы по по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде. Работа завершена.

Устаев А.Л., заведующий лабораторией Историческая география, топонимия, краеведение и музейное дело, разрабатывал Рабочую тетрадь по новому, четвертому изданию учебника География Чеченской Республики: природа, экология, социальная сфера, экономика (автор Устаев А.Л.). Актуализированы, обновлены и дополнены все разделы пособия. Это будет обновленный УМК.

20201208 110-x

Введено понятие о витальных и высших потребностях населения. Включены творческие расчетные работы по формированию у учащихся простейших навыков картографирования социальных процессов. Изучались и анализировались вопросы этнополитической и исторической географии нахов.

Яндарбиев Х.Ш. разрабатывал тему Литературно-этнографическая карта края. Путеводитель по памятным местам Чечни. Пособие для учащихся и туристов.

Работа состоит из описания 20 туристических маршрутов по Чечне, четыре из которых – пешеходные по Грозному. Пособие знакомит читателя с материалами о пребывании в Чечне Лермонтова, Грибоедова, Толстого, Серафимовича, Александра Дюма – отца, Поля Вайян-Кутюрье.

20201208 1113-x

Много интересного узнают о Чечне туристы, путешествующие по маршрутам:

Российские пленники из Дады-Юрта;

Грозный-Аргун-Ахмат-Юрт-Иласхан-Юрт-Автуры;

По аргунскому ущелью в Страну Солнца;

По древнему шелковому пути к Голубому озеру;

В страну загадок-Нашху и др.

Составлена карта-схема туристических маршрутов.

Подобран иллюстративный материал.

Джунаидов А.С. разрабатывал тему Топонимика Ножай-Юртовского, Веденского районов ЧР. Запись топонимов (географических названий) проводилась по селам этих районов, встречи с учеными-географами, историками, со старожилами этих мест, с тем, чтобы собрать полевой материал.

20201208 1125-x

Бурчаев Р.Х., как и Джунаидов А.С., занимается топонимикой, но Курчалоевского района. Запись географических названий (топонимов) Курчалоевского района проводилась по населенным пунктам, вся информация проверялась, систематизировались списки. При окончательной обработке материалы анализировались, привлекались не только жители сел, но и ученые.

Айдамирова М.А. работала над темой Художественное воплощение исторического пути чеченского народа (освоение культурного наследия): проектно-исследовательская работа на базе Литературно-мемориального музея А.Айдамирова.

На основе архивных материалов осуществлялась проектно-исследовательская деятельность учащихся школ (под руководством учителей) и при непосредственной помощи директора музея Айдамировой М.А., у которой накоплен опыт работы по организации проектной деятельности учащихся. Много подобного рода разработок хранится в самом музее.

Осуществление проектной деятельности по творчеству Айдамирова Абузара, с проведением аналогий с историческими событиями тех лет и анализом исторического пути чеченского народа, предварялось проведением лекций и бесед по событиям тех лет. Методическое пособие поможет в работе учителей по осуществлению проектной деятельности учащихся в разных областях образовательной деятельности (на уроке и во внеклассной работе).

Джунаидов М.А. разрабатывал тему Ономастика. Исчезающие (устаревшие) чеченские имена (мужские и женские). В именах запечатлены некие сведения об истории чеченского народа, о жизни, традициях и культуре этноса. Поэтому, вопрос восстановления и фиксирования старинных имен актуален. Основным источником исследований, кроме бесед со старейшинами сел, явились надмогильные плиты (чурты) кладбищ различных населенных пунктов республики. Использовались также посемейные списки 1867 г. и 1905 г. Собрано около 6000 чеченских имен, материалы систематизированы: мужские и женские, тип образования, фонетическое звучание и другие признаки. Работа завершена.

Тема исследования Аболханова А.А. – составление сборника кратких биографий ученых, внесших значительный вклад в развитие науки ЧР. Научные изыскания первых ученых-просветителей из числа чеченцев начались в Х1Х веке, о многих ученых мало сведений, поэтому необходимо собрать данные об их жизни и творчестве из разных источников, в том числе и от родных и близких, которые живы и могут дать материал, в том числе и фотографии. Собран материал, но он пополняется, т.к. работа ведется по разным направлениям: встречи с учеными, родственниками, односельчанами и т.д., изучение архивных и иных материалов о жизни и творчестве первых ученых из числа чеченцев. Рабочее название сборника «Чеченцы в науке».

20201208 1150-x

Дашаева Л.Х.,заведующая Центром повышения квалификации учителей чеченского языка и литературы и разработки конкурсных программ отметила, что за время работы в Институте (с сентября 2020 г.) проведена следующая работа:

разработано Положение о Центре, локально-нормативные акты, регламентирующие реализацию дополнительных профессиональных программ.

Проведены мероприятия: Мастер-класс по ораторскому мастерству на чеченском языке в рамках проекта «Я не боюсь выступать» - Центр образования г. Гудермес - 22.09.2020 г.; МБОУ «СОШ №10 г. Шали (Говдаханова А.Л.).

Принимали участие в форуме ораторского искусства (Говдаханова А.Л.).

Осуществляли Методическое сопровождение участников Конкурса лучших механизмов тьюторства педагогических работников дополнительного профессионального образования субъектов РФ – 15.10.2020 г. (г.Москва).

Подготовка и методическое сопровождение Межрегионального семинара «Современные образовательные технологии на уроках родного языка» - 22.10.2020г. Организация и методическое сопровождение Конкурса «Учитель чеченского языка – 2020.

Проведены курсы повышения квалификации по программе «Требования к современному уроку чеченского языка и литературы в рамках реализации ФГОС и Концепции преподавания родных языков народов РФ (14.10.2020 г. – 29.10.2020 г.).

Разработка олимпиадных заданий для всех этапов Олимпиады школьников 7-х – 11-х классов.

Участие в межрегиональных конкурсах и другие мероприятия.

Магамшарипова П.М., заведующая Центром образовательно-информационных технологий «ЧЭШ», отметила, что по заданию Министерства образования снимались презентационные ролики о деятельности Республиканского образовательного интернет-проекта «Урок 95». Снимались ролики о деятельности ИРЧЯИ, проводился флешмоб «Бекалахь ненан мотт». Продолжается работа по созданию Электронной школы ЧР. Разработан проект по изучению чеченского языка в электронной сети Интернет. Разрабатывается проект «Открытый урок», ведется запись видео-уроков, проводятся выездные мероприятия (по районам) и другая работа.

Директор Института Х.С. Умхаев отметил: «Кроме плановой выполнялась и внеплановая работа: сотрудники принимали участие в конференциях, международных форумах, где выступали с докладами. Проводили семинары, публиковали статьи, выступали с лекциями, проводили практические занятия и другие мероприятия для учителей чеченского языка и литературы, а также по истории и географии Чечни».