Header1 1



Языки народов России в системе общего  образования РФ

15-03-2021-mИнститут развития чеченского языка принял участие в региональном семинаре «Языки народов России в системе общего образования РФ», который прошел 15-го марта 2021 г. в Грозном (в актовом зале ЧГПУ).

В мероприятии приняли участие специалисты Министерства образования и науки ЧР, сотрудники Института чеченского языка, преподаватели вузов, руководители и специалисты органов управления образованием, журналисты, учителя школ.

Это очередной семинар-совещание, проводимый Министерством просвещения РФ в рамках темы «Языки народов мира» по регионам Российской Федерации, в очном и дистанционном режиме. Ответственный за организацию и проведение семинара (модератор проекта) Гусев Алексей Владимирович, член коллегии Министерства просвещения РФ, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации.

На большом экране, на фоне Российского флага, обозначена тема семинара, там же демонстрировались выступления участников дистанционного режима и конкретные материалы по темам выступлений.

Проректор ЧГПУ Арсалиев Ш.М-Х. поприветствовал участников от имени ректора Байханова И.Б.

С приветственным словом от имени министра образования и науки Байсултанова И.Х. к гостям и участникам семинара обратился директор Института чеченского языка Умхаев Х.С.

Он отметил роль родного языка в деле сохранения национальной культуры, духовных и нравственных ценностей, лучших традиций народа. Он пожелал участникам плодотворной работы по выработке комплекса мер по поддержке и развитию родных языков, оптимизации развития эффективных механизмов реализации государственной языковой политики.

Гусев А.В. отметил важность мероприятия, проводимого в Чеченской Республике, обозначил ключевые позиции и аспекты мероприятия в деле сохранения базовых традиций языка, развития полноценного билингвизма. На экране были обозначены главные позиции, приводились тезисы, цитаты ученых и писателей о родном языке.

Выступившие в дистанционном режиме М.В.Рыжов («Родные языки в системе образования ЧР»), Хамраева Е.А. («Создание билингвальной речевой среды ДОО через систему работы над альбомом сказок») - зав. кафедрой МПГУ, Галанова И.В. («Инновационные технологии и инструменты в сохранении и развитии языков народов России») – член «Национальной родительской организации», Хачикян Е.И. («Традиционные праздники как важнейший ресурс формирования этнокультурной идентичности современных школьников») – академик Международной академии наук педагогического образования , отмечали: необходимость развития лингвистических компетенций, изучение сказок на родном и русском языке в сопоставительном плане, совмещение сюжетов, героев, единые нравственно-этические нормы. Проведение флэшмобов, конкурсов по теме «Сказки бабушки Матрены», «Даде фаьлгаш» и др.

Единая дидактическая модель – альбомы, карточки.

Дети и социальные сети – полезные и опасные средства общения.

Этнокультурная и этно-национальная идентичность, гражданственно-общественная идентичность, билингвальная система образования. Глобализация как угроза национальной идентичности и др.

С докладами выступили сотрудники Института чеченского языка. Тема доклада директора Института Х.С Умхаева «Родной язык как язык обучения», как одна из ключевых проблем заявленной темы семинара, вызвала особую заинтересованность со стороны участников. Автор начал с исторического прошлого народа, привел слова ученого А.Сулейманова о трех святынях: народ, язык, Родина, о выводах ЮНЕСКО об исчезающих языках и мерах, которые предпринимаются правительством, учеными, общественностью и всем народом Чеченской Республики, чтобы среди них не оказался чеченский язык.

IMG 3341-x

Овхадов М.Р., заведующий научной лабораторией ГКУ «ИЧЯ», профессор ЧГУ выступил с докладом «Чеченский язык в системе общего образования ЧР», где он остановился на языковой политике в ЧР в 20-х – 30-х годах ХХ и на современном этапе как итогом национальной политики государства. Он отметил и огромную работу, проводившуюся в тот период в области языкового строительства (учебники на чеченском языке, переход на родной язык обучения в регионах Северного Кавказа, создание алфавита и др.).  Затем война, депортация, признание языков автономий бесперспективными. Восстановление республики, возрождение языка, подготовка кадров и связанные с этим проблемы, с которыми не справились до сих пор.

С докладом «Билингвальная модель начального образования в ЧР» выступил главный научный сотрудник Института чеченского языка, профессор ЧГУ Халидов А.И., и с докладом «Интерферентные ошибки в речи учащихся и студентов-билингвов в школах и вузах ЧР» - Новразова Х.Б., зав. кафедрой ЧГУ. Главный тезис их выступлений- необходимость перевода начальной школы на родной язык обучения.

Выступившие на семинаре старший научный сотрудник ГКУ «ИЧЯ» Исраилова Л.А-Г. («Опыт привития любви к родному языку через семейные ценности в рамках внеурочной деятельности») и председатель Ассоциации учителей чеченского языка Бергоева А.А. («Повышение педагогического мастерства через работу Ассоциации учителей» поделились опытом работы и своими результатами в обозначенных аспектах.

IMG 3317-x

Подводя итоги работы семинара Гусев А.В. отметил, что об актуальности мероприятия свидетельствует широкий состав участников (очно и онлайн), разнообразие и многоаспектность поднятых вопросов, интересные доклады с конкретными выводами и предложениями, которые были восприняты с большим вниманием и вызвали живой интерес. Он поблагодарил участников за заинтересованное и активное участие в обсуждении обозначенных проблем, которые необходимо решать в дальнейшем: создание условий для сохранения и развития родных языков,  расширения сфер функционирования языка, необходимость учета региональных, национальных, этнических особенностей и развития  непрерывного образования (дошкольное, школьное, профессиональное).