Header1 1



УЧИТЕЛЬ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА – 2021

IMG 3449 3-mИнститут чеченского языка провел республиканский конкурс «Учитель чеченского языка – 2021» (Приказ Министерства образования и науки ЧР от 18.03.2021 г. № 289 – п).

Конкурс проходил в 3 этапа: 14 апреля – 1-й этап: «Образ учителя»;

2-й этап: из опыта работы;

17 апреля – 3-й этап: урок чеченского языка (литературы).

В актовом зале Института собрались лучшие учителя чеченского языка и литературы, победители районных конкурсов, представители Грозного, Гудермеса, Аргуна и всех районов республики.

Судит конкурс представительное жюри, в составе которого известные ученые-лингвисты, методисты, литературоведы, представители Министерства образования и науки ЧР, Профсоюза работников образования и др. (Вагапов А.Д., Навразова Х.Б., Эсхаджиева М.М., Бергоева А.А., Абдуразаков Ш.И.,Тутаева С.Л. и др.).

К встрече гостей подготовлен актовый зал: на заднем плане сцены на фоне гор баннер мероприятия – «Нохчийн меттан хьехархо – 2021», рядом интерактивная доска.

Конкурс открывает министр образования и науки ЧР Байсултанов И.Х.

gfg545-x

В своем приветственном слове он отмечает важность и значимость мероприятия, особенно в преддверии Дня чеченского языка, благодарит учителей за их преданность профессии, любовь к родному языку, которую они стараются воспитать у своих учащихся. Желает всем творческих успехов.

Директор Института Умхаев Х.С. говорит, что нужно любить, сохранять и развивать родной язык. Открытие Института чеченского языка, одним из первых в России, факт знаменательный и событие огромной важности. Благодарит министра образования Байсултанова И.С., сыгравшего ключевую роль в решении этого вопроса.

IMG 3438-x

Сотрудник Института Халикова М.Х., ведущая мероприятия, представляет членов жюри.

Затем начинается 1-й этап выступления (согласно выпавшему по жеребьевке номеру) - образ учителя.

Халикова М.Х, представляя участников, подчеркивает профессиональное и жизненное кредо каждого из них, тем самым давая краткую характеристику.

Участники старались обосновать свой жизненный выбор профессии, определить роль учителя в жизни общества, дать ему характеристику, делая широкие сопоставления и сравнения.

IMG 3441-x

Обосновывая свой выбор, учителя вспоминают своих первых учителей, наставников и вузовских преподавателей, зародивших в их душах мечту, любовь к родному языку, к профессии.

Приводят строчки из стихов чеченских поэтов, исполняют песни, цитируют известных ученых, общественных деятелей.

Кто же такой учитель, что он значит в жизни каждого человека?

Учитель – это и вторая мать, и земля-кормилица, и солнце – источник жизни на планете, и живительный горный родник, и мастер-ювелир, из бесформенного камня вытачивающий изящный предмет и многое другое. Все это подтверждают строчками из стихов, картинами природы, сценками с участием детей.

Второй этап – из опыта работы учителя – представляют наиболее, на их взгляд, удачные и представляющие интерес для всех образцы (этапы урока): повторение и закрепление изученного, игровые моменты на уроке, использование наглядности и инновационных технологий в обучении чеченскому языку и др.

Каждый учитель старался продемонстрировать что-то свое, используя интерактивную доску, карточки и т. д.

IMG 3489 1-x

После двух этапов работы и обсуждения, жюри подвело итоги и были названы имена призеров, допущенных к третьему этапу. Среди призеров представители Грозного, Шали, Курчалоевского, Ножай-Юртовского, Грозненского и других районов республики, всего 7 участников, которым предстоит пройти 3-й этап конкурса - урок чеченского языка и литературы (на базе 42-й школы).

Учителя, прошедшие в 3-й этап, провели уроки чеченского языка и литературы в 5 – 6-х классах 42-й школы Грозного.

Умелая организация позволила провести работу слаженно и на должном уровне, что сказалось как на работе учителя, так и учащихся.

Учителя сразу задавали тон предстоящей работе: кто-то начинал с проверки изученного – вопросы по картинкам. Задания: назвать предмет с указанием цвета: красный мак, оранжевый апельсин, коричневый ранец и т.д., затем найти существительное (по вопросам), определить его – род, это человек или вещь (предмет) и т.д., подводя к понятию грамматических классов – показатели (й, б, в…), называют слово во множественном числе – изменение классного показателя (при изучении грамматических классов существительных). Использовали интерактивную доску, муляжи-фигурки разных предметов (овощей, фруктов), таблицы; проводилась письменная работа, групповая, словарная (копилка со словами) и др. Работа проводилась в 5-х классах, поэтому все учителя провели физкультурную разминку (со стихами, скороговорками).

IMG 3477 2-x

У каждого учителя своя методическая находка: работа по карточкам, по заданиям – найти правильный вариант, исправить ошибки в тексте, составить предложение по словам, словосочета- ниям и др., исходя из темы: сложное предложение, обращение, грамматические классы существительных.

Учителя оценивали работу детей, предлагали им самим оценить свою работу на уроке, т.е. самооценка, что учащиеся и выполнили с большим энтузиазмом, развешивая на деревце листочки – по цвету соответствующие школьным оценкам (красный – 5, зеленый – 4 и т.д.), которые, по их мнению, они заслужили.

Учителя не обошли вниманием и приближающийся праздник – День чеченского языка (25 апреля). По заданию учителя дети выполняли разные виды работ: читали стихи о родном языке, вспоминали чеченских авторов, писавших о родном языке, говорили о значении родного языка для каждого человека и народа в целом.

Жюри подводит итоги всех туров, будут названы имена трех победителей (1 место и 2 лауреата). В торжественной обстановке им будут вручены дипломы и сувениры, а также победители по разным номинациям: «Верность профессии», «Духовные корни» «Призвание» и т.д., получат дипломы, грамоты и сувениры.

Всем участникам конкурса будут вручены сертификаты.