Header1 1



Институт чеченского языка подвел итоги работы за 1-е полугодие 2021 года

IMG 4090-mСовещание научных сотрудников Института о ходе работы над плановыми темами (отчеты за 1-е полугодие) прошло 24 июня 2021 года.

Заведующие научными лабораториями и образовательными центрами подвели итоги работы за отчетный период. С отчетами выступили и отдельные сотрудники, были представлены материалы за отчетный период, в соответствии с индивидуальными планами.

Лаборатория чеченского языкознания (зав. Овхадов М.Р.) занимается разработкой научных основ чеченского языка и различных разделов языкознания (топонимика, ономастика и др.).

Халидов А.И. занимается подготовкой учебника для студентов средних специальных и высших профессиональных (филологические факультеты) учреждений по теме: «Х1инцалера нохчийн мотт: Чолхечу предложенин синтаксис», где материал излагается в соответствии со строем современного чеченского языка. Разработана система упражнений, тестовых заданий. Завершение работы планируется к декабрю 2021 г.

Эдилов С.Э. запланировал объемную работу (на 2021 – 2022 гг.) – Методика преподавания чеченского языка, где рассматриваются вопросы истории развития, анализа художественных произведений, рассматриваются род и жанры, классная и внеклассная работа, инновационные технологии в обучении и др. Работа идет по плану, завершена работа над тремя главами пособия: «Нохчийн литература хьехаран методика а, из кхиаран хьелаш а»; «Нохчийн литература хьехаран декхарш …»; «Литература курсан чулацам, дIахIоттам, лехамаш».

Разработана программа курсов повышения квалификации работников дошкольного образования, принимал участие в семинарах: «Языки народов РФ», для работников дошкольных учреждений и др.

Вагапов А.Д. занимается подготовкой справочной литературы. В текущем году он разрабатывает Школьный словообразовательный словарь чеченского языка. Рассматривается словообразование всех частей речи (существительные, прилагательные, числительные и др.), все основные способы: суффиксальное, префиксальное, путем основосложения.

Овхадов М.Р. совместно с Абдулкадыровой Р.А. разрабатывают Сборник диктантов и изложений (с грамматическими заданиями) для 8 – 9-х классов.

Подобраны тексты по разделам: морфология, синтаксис простого предложения в соответствии с программой. Разработаны вопросы и задания по подготовленным разделам, тексты связные, из художественных произведений, представляющих художественную ценность, имеющих воспитательное значение и соответствующих возрастным особенностям учащихся.

Солтаханов И.Э. работает над подготовкой книги чтения для 4-х классов (завершение УМК для начальной школы), переработка и переиздание в соответствии с требованиями ФГОС: введен новый материал, подготовлены вопросы и задания, рассчитанные на проведение творческих работ.

IMG 4086

По разделу чеченская диалектика разрабатываются темы: Тимбулатов М.М. – Галанчожский диалект чеченского языка: собран и обработан фактический материал, обработан 10-часовой материал аудиозаписей, проводится разметка и литературная обработка; Халикова А.Х. – Сравнительно-сопоставительный словарь чеченского языка (обе работы 2020 – 2021 гг.). Халикова А.Х. кроме этого работает над учебниками чеченской литературы для 2 – 3-х классов (по конкурсу).

Абдулкадыров А.Т. завершает в текущем году работу над словарем пассивной лексики по чеченскому языку (работа 2020 – 2021 гг.). К отчетному периоду подобраны новые лексемы для словаря, приводятся контексты из литературных источников для обозначенных архапизмов, историзмов и неологизмов.

Сотрудники лаборатории Чеченской литературы и фольклора разрабатывают темы:

Ахмадов М.М. и Алиева З.Л-А. занимаются подготовкой хрестоматии по детской литературе для студентов педагогических колледжей и филологических факультетов вузов.

Проведена работа по отбору авторов и их произведений для детей, проведен критический анализ материала, даются необходимые пояснения к текстам. Разрабатывается система вопросов и заданий в соответствии с требованиями ФГОС. Работа идет по плану и будет выполнена в срок.

Шамилов С.Б. продолжает работу над многосерийным мультипликационным проектом на чеченском языке. Закончена работа над фильмом «Дадин берзалой». Сейчас ведется работа над следующей серией мультфильмов «Талламхо» (рабочее название). Начата работа над мультфильмом «Сан цIе Яха йу», подготовлен сценарий (на основе одноименного рассказа Айдамировой Зайдат). Работа идет по плану.

Петирова П.Р. работает над пособием «Окружающий мир», 2 класс. Это перевод на чеченский язык. Ею уже осуществлен перевод пособия для 1-го класса.

Одновременно она работает над подготовкой учебника по чтению для 2-го класса (по конкурсу).

Расумов В.Ш. разрабатывает тему «Чеченские народные сказки», хрестоматия для детей младшего школьного возраста. Им подобран фактический материал, проводится анализ отобранных произведений (воспитательный потенциал, соответствие возрастным особенностям учащихся, художественно-изобразительные средства и др.). Разрабатываются вопросы и задания по разделам, по каждому произведению.

Сотрудники лаборатории исторической географии и краеведения занимались вопросами обновления материалов УМК по истории и географии Чечни, в соответствии с требованиями ФГОС и новыми реалиями.

IMG 4070

Устаев А.Л., заведующий лабораторией, занимается актуализацией и переработкой примерной и рабочей программ по географии ЧР для 8-х – 9-х классов. Проведен анализ научной и методической литературы о тенденциях и инновациях в содержании общего среднего географического образования. Переосмыслены и внесены уточнения в разделы физической (природной) географии, экономической и социальной (общественной) географии ЧР.

Все изменения внесены в соответствии с требованиями ФГОС, новациями в методике преподавания, с целью реализации коммуникативных технологий в обучении и воспитании. Работа идет по плану.

Малоизученным разделом языкознания – топонимикой – занимаются Джунаидов А.С. (топонимика А.С. Гудермесского района) и Бурчаев Р.Х. (топонимика Веденского района). Продолжается сбор полевого материала по селам, проводится отбор и систематизация, уточняются географические названия. Работа будет выполнена в срок.

Другим разделом языкознания – ономастикой – занимается Джунаидов М.А. Поиск старых, вернее, устаревших чеченских имен ведется по разным направлениям: беседы с жителями сел, изучение частных и семейных архивов, надписей на надмогильных плитах и т.д. Эта работа проводится по всем селам. Затем материал анализируется, классифицируется, подводятся итоги, ведется подсчет и дается характеристика женских и мужских имен и др.

Айдамирова М.А. разрабатывает тему «Краеведческая работа музея», где анализируется работа по организации литературного и исторического краеведения на базе музеев Чеченской Республики. Особое внимание уделяется организации проектной деятельности учащихся на базе Дома – музея Абузара Айдамирова, где она является руководителем и совместно с местными школами организует и успешно проводит подобного рода работу. Это будет пособие для учителей школ по организации краеведческой деятельности. Ею собран материал по музеям, разработаны разделы по организации классной и внеклассной деятельности учащихся на базе музея.

Лаборатория истории Чечни (заведующий Багаев М.Х.) продолжает работу по подготовке учебных пособий по истории Чечни с древнейших времен и до современности (с 6-го по 10-й классы) в соответствии с требованиями ФГОС и исходя из сетки часов. Разрабатываются и новые темы: учебное пособие Религии мира (Багаев М.Х.), объемная работа, рассчитанная на 2021 – 2022 гг. За отчетный период изучена литература, обработаны источники, подготовлено Введение и главы: «Путешествие в мир религий» и «Что такое религиоведение?». Подготовлены и сданы в печать две статьи (об археологах-кавказоведах). Работа продолжается.

Актуальную для современной молодежи тему «Формирование антиэкстремистских установок в процессе изучения обществознания», пособие для учащихся старших классов, разрабатывает Акаев В.Х. Тема двухгодовая, изучена литература, с целью выявления факторов и условий воздействия экстремизма на учащихся и формирования толерантных установок: составлены анкеты, проводится работа с учителями (консультации, обобщение опыта учителей сельских и городских школ по противодействию экстремизму и терроризму).

Бугаев А.М. и Исаева Р.М. занимаются подготовкой учебных пособий по истории Чечни для 9-х – 10-х классов (с электронным приложением), переработка и переиздание в соответствии с ФГОС второго поколения.

За отчетный период Исаевой Р.М. опубликована статья (по краеведению), 2 статьи подготовлены и сданы в печать.

IMG 4100

Центр учебно-методического обеспечения преподавания предметов национально-регионального компонента образования (сотрудники – Абдуразаков Ш.И., Дудаев С.А-Х., Тутаева С.Л., Хунарикова П.А.) разрабатывают материалы для подготовки и сдачи ОГЭ по чеченскому языку, а также для сдачи РПР в начальных классах (в последнее время экзамены проводятся в форме контрольных). Материалы разрабатываются заранее, т.е. в 2021 году - на 2022 учебный год.

Разработаны контрольно-измерительные материалы для проведения олимпиады учащихся по чеченскому языку и литературе. Олимпиада проведена, подведены итоги, прошло торжественное награждение участников и победителей.

Подготовлен полный пакет документов к региональным конкурсам: 1. Лучший кабинет чеченского языка; 2. Лучшее сочинение на чеченском языке.

Конкурсы проведены, подведены итоги, прошла церемония торжественного награждения победителей.

Сотрудник Центра Абдулкадырова Р.А. (совместно с Овхадоваым М.Р.) работает над подготовкой сборника диктантов и изложений для 8-х – 9-х классов. За отчетный период подобраны тексты, разработаны вопросы и задания по разделам: «Морфология» и «Синтаксис простого предложения». Тексты подбираются из художественных произведений, представляющих художественную ценность и содержащих воспитательный потенциал.

Арсанукаев А-Г.А. работает над пособием для учителя Изучение арабского языка в начальной школе. Им подготовлены учебники арабского языка для 2- 4-х классов, методическое пособие поможет в организации работы по новому для учащихся предмету. За отчетный период разработаны разделы по изучению звуко-буквенных обозначений, методические пути организации работ по отдельным разделам и возрастным группам, система вопросов и заданий по проверке усвоения нового материала, повторению изученного.

Аболханов А.А. разрабатывает сборник «Известные ученые Чечни» (история развития науки Чечни). Работа рассчитана на 2021 – 2022 гг.

В качестве заведующего музеем Института занимается сбором, комплектацией и систематизацией материалов (по темам, разделам, периодам). Проведена большая работа по размещению материалов и экспонатов, с учетом будущего пополнения.

Центр повышения квалификации учителей чеченского языка и разработки конкурсных программ (заведующая Дашаева Л.Х.) проводил работу по нескольким направлениям. Сотрудниками (Говдаханова А.Л., Исраилова Л.А-Г., Халикова М.Х., Вагапова А.Б.) разработана дополнительная программа «Нохчийн меттан нийсайаздаран коьрта бакъонаш: теори, практика, хьехаран методика», которая одобрена экспертным советом и утверждена как дополнительная программа повышения квалификации учителей чеченского языка и литературы. К ней разработана рабочая тетрадь. По этой программе проведены курсы (десятидневные) повышения квалификации учителей чеченского языка. Все участники сдали зачеты, им вручены удостоверения.

Проведен конкурс «Учитель чеченского языка – 2021», подведены итоги, в торжественной обстановке победителям и участникам вручены сувениры, грамоты и другие награды.

К Дню чеченского языка проводился флэшмоб, ток-шоу, запись видео - роликов.

Исраилова Л.А-Г. приняла участие в работе регионального семинара совещания «Языки народов России в системе общего образования РФ», где выступила с докладом.

Вагапова А.Б. занимается организацией и проведением практико-ориентированных мероприятий, принимает участие в проведении курсов повышения квалификации учителей чеченского языка и литературы: читает лекции, проводит практические занятия, занимается обобщением опыта учителей.

Опубликованы 3 статьи (Говдаханова А.Л., Халикова М.Х., Исраилова Л.А-Г.).

IMG 4106    

Центр образовательно-информационных технологий (заведующая Магамшарипова Ф.М.) разрабатывает проекты: Проект по изучению чеченского языка в электронной сети Интернет. По этому проекту предусматривается размещение видео уроков по чеченскому языку и литературе.

К отчетной дате составлены тематические планы по классам; проводится запись и монтаж, после чего учителя выступают со своими конспектами, т.е. проводят видео уроки. В этом же формате проводятся конкурсы по разным направлениям: внеклассная работа, творческие работы старшеклассников – «Я – поэт» и др.

Уже несколько лет существует интернет-портал «Урок-95», ведется запись по всем классам.

Февраль–март – 8-9-е классы по литературе; Апрель-май – 5 класс по литературе. Эти мероприятия (составление конспектов, студийная запись, видео уроки) уже проведены.

Ведутся публикации в Инстаграм и многое другое.

Директор Института Умхаев Х.С. отметил: «Институтом проводилась и внеплановая работа: сотрудники принимали участие в конференциях, где выступали с докладами; публиковали статьи в журналах и газетах, выступали по проблемам развития и функционирования родного языка на радио и телевидении. Институтом проведены конкурсы: «Учитель чеченского языка – 2021», конкурс на лучший кабинет чеченского языка, конкурс на лучшее сочинение (9-е классы), олимпиада учащихся по чеченскому языку и литературе, другие мероприятия. План научно-исследовательской работы, в том числе и повышения квалификации учителей чеченского языка и литературы (по обобщению и распространению передового опыта учителей, организации проектной и исследовательской деятельности, использованию инновационных технологий в обучении и др.) за 1-е полугодие выполнен».