А.И. Халидов Русский язык в Чеченской школе
Пособие предназначено для учителей русского языка чеченских школ. Может быть использовано преподавателями средних и высших профессиональных учебных заведений. Является дополнением к известным разработкам по методике русского языка и должно способствовать тому, чтобы учитель мог оперативно и профессионально оценивать языковую ситуацию в своей школе, в соответствии с этим выбрать из богатого арсенала общей методики те средства, приемы и методы, которые будут наиболее эффективны в его конкретных условиях. Так как в практической работе учителя наиболее важным является выявление интерферентных факторов и явлений, в пособии основное внимание уделено именно им.
Арсанукаев Абдулла Магомедович - НОХЧИЙН ЛИТЕРАТУРА 9-чу классана учебник
Учебник кхаа декъах лаьтташ ю. Хьалхарчу декъа тIехь нохчийн халкъан барта кхолларалла йовзийтина, цуьнан коьрта къастамаш гайтина, мехалалла билгалъяьккхина. Алссам тидам тIебахийтина халкъан иллешна, уьш къоман исбаьхьаллин куль-турехь къаьсттина доккха маьIна долуш хиларна. ШолгIàчу декъа тIехь вайнехан барта кхоллараллин буха тIехь, кхечу къаьмнийн литературех а пайда а оьцуш, нохчийн исбаьхьаллин литература кхоллаяларан а, кхиаран а хьелаш гайтина. ТIаьххьарчу агIонаш тIехь, шайн маьIна а деш, ялийнчу литературоведчески терминаша хьуна гIо дийр ду Iамош йолу произведени кIорггера йовза, исбаьхьаллин литературин шатайпанчу башхаллех кхиа.
Арсанукаев Абдулла Магомедович - Нохчийн литературин Iилманан терминийн лугIат
Словарь содержит около 350 литературоведческих терминов. В каждой словарной статье, впервые на чеченском языке, в доступной форме дается толкование и справка о происхождении литературоведческих терминов, наиболее распространенных в чеченской литературе. Адресован преподавателям вузов, учителям общеобразовательных учреждений, работникам средств массовой информации, студентам, учащимся.
Арсанукаев Абдулла Магомедович - Нохчийн яздархой Биобиблиографин довзийтар кхаа томехь хьалхара том
Книга содержит биографический и библиографический материал о писателях Чеченской Республики. В каждой статье даётся биография писателя, кратко описаны его основные произведения, упоминаются связи с другими писателями и их отзывы о нем. Предпочтение отдается тем сведениям, которые способствуют пониманию его личности и творчества. Более подробно характеризуются произведения, включенные в школьные и вузовские программы по чеченской литературе. В конце каждого очерка приводится подробный перечень произведений писателя и литература о нем. Биобиблиографический справочник ориентирован, прежде всего, на учителя и ученика, преподавателя вуза и студента, на широкий круг читателей, на всех, кто интересуется литературой и культурой Чеченской Республики.
Арсанукаев Абдулла Магомедович - Школехь исбаьхьаллин произведении таллар
Деа декъах лаьтташ бу болх. Хьалхарчу декъа тIехь урокехь исбаьхьаллин произведени къасторан методически некъ харжар гайтина. Авторан лорах воьдуш а, проблемни кепехь а, васташ къасторехула а произведени талларан башхаллаш билгалъяьхна. ШолгIачу декъа тIехь дийцина шен жанр а, исбаьхьаллин-стилистически башхаллаш а тидаме оьцуш произведени къасторах лаьцна. КхоалгIа дакъа халкъан барта произведенеш Iаморна лерина ду. ДоьалгIачу декъа тIехь литературин теорех долу хаарш далийна.
Арсанукаев Абдулла Магомедович - Язык литература школа
В книгу включены отдельные работы автора, написанные в период с 1980 по 2011 год, посвященные проблеме преподавания чеченского и русского языков и литератур в общеобразовательных учреждениях, а также статьи о деятелях науки, образования и литературы Чеченской Республики. Книга состоит из трех разделов. Первый раздел – «Язык и школа» – содержит статьи, в которых освещаются вопросы изучения языка и литературы в общеобразовательных учреждениях, а также материалы, отражающие состояние преподавания родного и русского языков в отдельные периоды истории общеобразовательной школы Чеченской Республики. Второй раздел книги – «Деятели науки, образования, литературы». Здесь представлены статьи, в которых освещается педагогическая, литературно критическая и литературная деятельность А.Г. Авторханова, Ю.А. Айдаева, Э.Х. Солтаханова и А.Дж. Кусаева. В третий раздел книги – «Рецензии, интервью» – вошли рецензии, беседы и интервью автора с представителями СМИ о проблемах сохранения и развития родного языка и деятельности Института развития образования Чеченской Республики по научно-методическому обеспечению процесса преподавания родного и русского языков в образовательных учреждениях республики.
Арсанукаев Абдулла Магомедович. Эжаев Умалт Хозович - НОХЧИЙН ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАССАНА ХРЕСТОМАТИ
Арсанов СаьIид-Бей Арсанбекович - Маца девза доттагIалла. Мамакаев Мохьмад Амаевич - Орган тIехь сатесна. ТIулгаша а дуьйцу. Даймахке. Зама. Зеламха. Ошаев Халид Дудаевич - Алун шераш. Гадаев Мохьмад-Салихь - Даймахке сатийсар. Дай баьхна латта. РегIара поп. Гуьренан зезаг. Генара кехат. ЦIен-берд. Исаева Марьям Султановна - Ирсан орам. Эдилов Хасмохьмад Эдилович - Сийлаха. Музаев Нурдин Джамалдинович - Сатийсаман ницкъ. Гайсултанов Iумар Эдилсултанович - Александ Чеченский. Базоркин Идрис Муртузович - БIешерийн боданера. Александр Казбеги - Элиса. Да вийнарг. Циция.
В. А. Дыхаев, А. Х. Шайхиев Нохчийн литература 10-чу классана учебник
Исбаьхьаллин произведени еша хаар – иза говзалла ю. Произведенин духе а кхиъна, цуьнан маьIна дан а, нийса мах хадо а хаар – доккха похIма ду. Бакъйолу литература – иза муьлххачу къоман юьхь, эхь-оьздангалла ю. Цо бовзуьйту кхечу къаьмнашна оцу я вукху халкъан Iep-дахаран дIахIоттам: гIиллакхаш, ламасташ, амалш. Оцу халкъийн генна дIадах- нарг а, таханалера дахар а.
З.А.Алдиева Изучение фонетики русского языка в школах и вузах Чеченской Республики
Пособие по фонетике современного русского языка предназначено для учителей школ и студентов - филологов. В пособии рассмотрены наиболее сложные для усвоения вопросы фонетики, такие как артикуляционная характеристика звуковой системы русского языка, позиционная мена ударных и безударных гласных, ассимиляция согласных звуков по способу и месту образования и др. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями с примерами выполнения. В пособии излагается не только материал русской фонетики, но и даются дополнительные сведения из общей фонетики, которые важны для иноязычного произношения. В некоторых случаях приводятся факты чеченского языка. Это делается с целью создать условия для сопоставления фонетических систем родного и изучаемого русского языка и, по возможности, осознанно преодолеть явления акцента как результат фонетической интерференции языков.
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЯЗЫК И ШКОЛА»
Сборник составлен по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Язык и школа». Рассматриваются вопросы создания благоприятных условий для развития сбалансированного двуязычия в сфере образования. Включены материалы по обсуждению проектов федеральных образовательных стандартов и презентации опыта работы учителей русского и родного языков.
Я.У.Эсхаджиев Юккъерачу школехь нохчийн меттан орфографи а, пунктуации а Iамор 5-11 классашкахь
Нийсаяздар, графикица цхьаьний орфографи юкъа доьду, ткъа орфографи оцу графикех йоьзна а ю, цунах къаьсташ а ю. Орфографино хьоьху массарна а лерина йолу дешнаш яздаран кеп массо а грамматически форманашца цхьаьна. Муха къаьсташ ю орфографи графиках, графикиций бен, вайн талла аьтто хир бац меттан аьзнаш йозанехь билгалдахаран таронаш хаа. Ткъа орфографино оцу графемийн гIоьнца йозанехь гойту шайн билгалдаьлла маьIна долу дешнаш.